Родительский университет
Программа
родительского просвещения
«Родительский университет»
Актуальность
В современном мире всё больше растёт
понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном
итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей,
социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия
нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на
воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места.
Многие родители в сегодняшней ситуации
обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее
время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети. Становятся
актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как
справляться с его капризами и непослушанием?
Центром повышения психолого-педагогической
культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок -
равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения;
в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье - зачастую
стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести
заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что
только в гармоничном взаимодействии, детский сад и семья могут создавать
условия для полноценного развития личности ребёнка.
Цель программы - создание условий
для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения
родителей, способствующие мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения
к ДОУ.
Задачи программы:
1. Разработать модель
взаимодействия родителей с педагогами для создания условий развития детей, их
социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей;
2. Стимулирование здорового
образа жизни (ЗОЖ) в семьях воспитанников.
Направления программы:
- диагностика потребностей родителей в воспитании и
развитии детей;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам
воспитания, образования и развития детей;
- практическая помощь в разрешении личностных и
других проблем детей и родителей;
- участие родителей в деятельности образовательной
организации.
Сроки реализации
программы: 2019 – 2021 гг.
Участники программы:
- члены администрации;
- педагоги;
- специалисты ОО;
- представители общественных организаций;
- юристы;
- медицинские работники;
- работники правоохранительных органов.
Условия, обеспечивающие
родительское просвещение
Для эффективной подготовки родителей в
условиях развертывания социального партнерства детсада и семьи необходимы
следующие организационно-педагогические условия:
- готовность педагогов к партнерству с семьей по
формированию позитивной социализации;
- разработка организационных форм (модели,
программы, планы, проекты) подготовки родителей по формированию социальных
навыков у детей;
- разработка учебно-методических, консультативных
материалов по подготовке нормативно-правовой базы социального партнерства
детсада и семьи;
- проведение регулярных мониторингов среди
родителей.
В дошкольном учреждении сложился
стабильный, творческий педагогический коллектив: воспитатели, учителя логопеды,
педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
План
реализации программы
№ |
Тема |
Форма |
Сроки |
Ответственные |
Повышение правовой
культуры родителей |
||||
1 |
В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО, ФЗ «Об
образовании в РФ» (№273 от 29.12.2013 г) |
родительский лекторий |
Сентябрь 2019г. |
воспитатели |
2 |
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» (Всемирная
декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей) |
родительский лекторий |
Ноябрь 2019г. |
воспитатели |
3 |
Ознакомление с правами и обязанностями родителей
(Конституция РФ, Семейный кодекс) |
родительский лекторий |
Январь 2020г. |
воспитатели |
Психолого-педагогическое
просвещение родителей |
||||
1 |
«Проблемы адаптации детей раннего возраста. Игры в
период адаптации для детей раннего возраста» |
лекторий |
сентябрь 2019г. |
воспитатель, педагог- психолог |
2 |
«Питание малышей» |
дискуссия |
ноябрь 2019г. |
медсестра |
3 |
«Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у
детей раннего возраста» |
собрание- практикум |
март 2020г. |
воспитатель |
4 |
«Воспитание навыков самообслуживания» |
тренинг |
май 2020г. |
воспитатель |
5 |
«Особенности развития детей 3-го года жизни» |
лекторий |
Сентябрь 2020г. |
педагог- психолог |
6 |
«Капризы и их предупреждения» |
дискуссия |
Октябрь 2019г. |
воспитатель |
7 |
«Играют дети - играем вместе» |
семейная гостиная |
Ноябрь 2020г. |
воспитатель |
8 |
«Роль дидактических игр в сенсорном воспитании
детей» |
мозговой штурм |
Декабрь 2019г. |
воспитатель |
9 |
«Воспитание самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста» |
лекторий |
Январь 2021г. |
воспитатель |
10 |
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка» |
практикум |
Февраль 2021г. |
воспитатель |
11 |
«Развиваем детей играя» |
ролевая игра |
Март 2021г. |
воспитатель |
12 |
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук» |
мастер-класс |
Апрель 2021г. |
воспитатель |
13 |
«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» |
лекторий |
Октябрь 2019г. |
воспитатель, медсестра |
14 |
«Знаете ли вы своего ребёнка?» |
тренинг |
Ноябрь 2019г. |
воспитатель, педагог-психолог |
15 |
«Ребёнок и правила дорожного движения» |
лекция |
Май 2020г. |
воспитатель, сотрудник ГИБДД |
16 |
«Особенности в воспитании мальчиков и девочек» |
дискуссия |
Декабрь 2019г. |
воспитатель |
17 |
«Знакомство с особенностями организации
воспитательно - образовательного процесса в старшей группе» |
лекторий |
Сентябрь 2020г. |
воспитатель |
18 |
«Культура правильного питания - основа ЗОЖ.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» |
диспут |
Январь 2020г. |
воспитатель медсестра |
19 |
«Интеллектуальное развитие детей средством
дидактических игр» |
практикум |
Ноябрь 2020г. |
воспитатель |
20 |
«Старший дошкольник, какой он?» |
тренинг |
Сентябрь 2020г. |
воспитатель, педагог- психолог |
21 |
«Специфика обучения и воспитания детей
в группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». |
собрание- диалог |
Сентябрь 2019г. |
воспитатель, учитель- логопед |
22 |
«Развитие речи через театральную деятельность» |
лекторий |
Февраль 2021г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
23 |
«Уроки добра. Развитие позитивного социального опыта
в общении» |
родительский ринг |
Ноябрь 2020г. |
воспитатель педагог- психолог |
24 |
«Воспитание у детей гуманного отношения к природе» |
мастер-класс |
Март 2020г. |
воспитатель |
25 |
«Психолого-педагогические особенности детей 5-6
лет. Совместная работа воспитателя и родителей по подготовке детей к школе» |
лекторий |
Октябрь 2020г. |
воспитатель педагог- психолог |
26 |
«Значение режима дня в жизни дошкольника» |
дискуссия |
Сентябрь 2019г. |
воспитатель медсестра |
27 |
«Как помочь ребёнку стать внимательным? |
собрание |
Ноябрь 2020г. |
воспитатель |
28 |
«Здравствуй, лето! |
брейн-ринг |
Май 2021г. |
воспитатель медсестра |
29 |
«Будущие первоклассники» |
брифинг |
Сентябрь 2020г. |
воспитатель |
30 |
«Развитие речи и звукопроизношение у детей 5-6 лет» |
лекторий |
Октябрь 2020г. |
воспитатель учитель- логопед |
31 |
«Трудовое воспитание в семье» |
ролевая игра |
Март 2021г. |
воспитатель |
32 |
«Обучаем детей безопасному поведению дома и на
улице» |
лекция |
Апрель 2021г. |
воспитатель сотрудник ГИБДД |
33 |
«Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски,
решения» |
дискуссия |
Май |
учитель воспитатель |
34 |
«Формирование у детей навыков самоконтроля». |
диспут |
Ноябрь 2020г. |
Психолог воспитатель |
35 |
«Папа, мама, я - читающая семья» |
собрание - конкурс |
Май 2021г. |
учитель- логопед, библиотекарь |
36 |
«Эмоциональное благополучие детей в семье» |
мозговой штурм |
Декабрь 2020г. |
педагог -психолог |
37 |
«Итоговое собрание: год по новым стандартам» |
собрание - праздник |
Май 2020г. |
воспитатель психолог |
38 |
«Успешность обучения, пути достижения» |
беседа |
Сентябрь 2019г. |
воспитатель |
39 |
«Нравственные традиции семьи - залог мотивации
ребёнка» |
родительский ринг |
Апрель 2020г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
40 |
«Физическое развитие ребёнка дома и в семье» |
дискуссия |
Декабрь 2019г. |
Инструктор по физ-ре |
41 |
«Роль СМИ в досуговой деятельности обучающихся.
Контроль со стороны родителей» |
лекторий |
Апрель 2020г. |
воспитатель музыкальный руководитель |
42 |
«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка» |
круглый стол |
Октябрь 2019г. |
педагог- психолог |
43 |
«Телевизор и дети» |
мозговой штурм |
Ноябрь 2019г. |
медсестра |
44 |
«Здоровье наших детей в наших руках» |
практикум |
Январь 2020г. |
медсестра, инструктор ФК |
45 |
«Основы духовно-нравственного воспитания
обучающегося» |
дискуссия |
Декабрь 2019г. |
педагог- психолог |
46 |
«Как прекрасен этот мир!» (об эстетическом
воспитании в семье) |
брифинг |
Февраль 2020г. |
педагог –психолог воспитатель |
47 |
«Путь к здоровью, силе, бодрости» |
тренинг |
Март 2020г. |
медсестра, учитель физкультуры |
48 |
«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка» |
круглый стол |
Апрель 2020г. |
педагог - психолог |
49 |
«Как воспитать настоящего человека» (о нравственном
воспитании в семье) |
ролевая игра |
Октябрь 2019г. |
воспитатель |
Психолого-педагогическое
сопровождение семей |
||||
1 |
Надо ли учить ребенка вежливости? (старшая группа) |
собрание – практикум |
сентябрь 2019г. |
педагог - психолог |
2 |
Моя семья (средняя группа) |
беседа |
Октябрь 2019г. |
педагог - психолог |
3 |
Адаптация в детском саду (младшая группа) |
беседа |
Октябрь 2019г. |
педагог - психолог |
4 |
Психолого-физиологические возрастные особенности
детей дошкольного возраста (родительский комитет) |
встречи с медицинским работником, психологом |
Октябрь 2020г. |
медсестра, педагог- психолог |
5 |
Кризис 3-х лет (1 младшая группа) |
консультация |
Декабрь 2019г. |
педагог - психолог |
6 |
Ребенок и телевизор (старшая группа) |
круглый стол |
Январь 2020г. |
педагог - психолог |
7 |
Помогите ребенку победить страх! (старшая группа) |
тренинг |
Январь 2020г. |
педагог - психолог |
8 |
Формирование у ребенка уверенности в себе (старшая
группа) |
лекция - беседа |
Февраль 2020г. |
педагог - психолог |
9 |
Особенности воспитания ребенка мамой и папой (средняя
группа) |
родительские чтения |
Март 2020г. |
педагог - психолог |
10 |
Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста (2
младшая группа) |
беседа |
Март 2020г. |
педагог - психолог |
11 |
Воспитание - процесс творческий (средняя, старшая
группы) |
практические рекомендации. |
апрель 2020г. |
педагог - психолог |
12 |
Телефон Доверия (все участники) |
анонимные консультации |
в течение года |
педагог - психолог |
Тематика консультаций
родителей в условиях реализации ФГОС ДО |
||||
1 |
« Целевые ориентиры дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО» |
консультация- практикум |
Январь 2020г. |
заместитель заведующей по УВР, воспитатели |
5 |
«Учим работать с информацией» |
консультация-практикум |
|
заместитель заведующей по УВР |
6 |
«Проектная деятельность обучающихся» |
мастер-класс |
|
заместитель директора по УВР |
7 |
«Воспитание игрой» |
мастер-класс |
Декабрь 2019г. |
воспитатели |
8 |
«Развиваем пальчики, улучшаем речь» |
мастер-класс |
Январь 2021г. |
логопед |
9 |
«Игры, которые лечат» |
мастер-класс |
Февраль 2021г. |
воспитатели |
10 |
«Учимся рисовать играя» |
мастер-класс |
Март 2021г. |
воспитатели |
11 |
«Развивающие игры» |
мастер-класс |
Апрель 2021г. |
воспитатели |
12 |
«Музыкальная игра в жизни ребенка» |
мастер-класс |
Май 2021г. |
музыкальный руководитель |
13 |
«Моя первая прогулка в детском саду» |
сюжетная прогулка |
июнь |
воспитатели |
14 |
Индивидуальная работа специалистов ДОО |
|
в течение года |
|
Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы
осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.
Количественные
показатели:
- количество проведенных массовых мероприятий,
общественно-значимых дел, семинаров, конференций;
- количество семей, регулярно участвующих в
деятельности образовательной организации;
- количество изданных методических пособий семейной
направленности.
Качественные показатели:
- повышение нравственного образа жизни семьи;
- повышение педагогической культуры родителей;
- формирование у молодых родителей ответственности
за семью;
- создание открытой социально-педагогической
системы в образовательной организации, стремящейся к диалогу,
межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и
общественностью;
- создание в образовательной организации
информационного пространства для родителей и общественности.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы
родительского всеобуча «Родительский университет» его участники будут:
- Родители: активизация и вовлечение родительской аудитории
в педагогический процесс; повышение компетентности родителей в вопросах
воспитания и обучения.
- Педагоги: повышение профессионализма в вопросах работы с
семьями воспитанников.
- Дети: сблизить дошкольное и семейное воспитание в
интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно
здоровой личности.
Таким образом, взаимодействие
администрации, специалистов образовательной организации с родителями -
многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить
усилия и педагога и родителей.